Минэнерго и Минстрой найдут «соломоново решение» без повышения тарифов для россиян

Прогнозы Минстроя о повышении тарифов на воду и тепло вызовут бурные дискуссии в правительстве, но потребитель в конечном итоге не пострадает. Об этом ФБА «Экономика сегодня» рассказал эксперт Центра передовых технологий РАНХиГС, специалист в сфере правового регулирования ЖКХ Игорь Кокин.

«Пока довольно сложно оценить глубину спора Минэнерго и Минстроя по компенсации за резервные энергомощности в сфере жилищно-коммунального хозяйства, однако тенденции прослеживаются достаточно четко. В последнее время Министерство энергетики реализовало целый ряд решений через законопроекты и другие документы, показывающих: взят курс на защиту производящих энергокомпаний. К примеру, Госдума недавно приняла законопроект об установке сбытовыми компаниями приборов учета, а дополнительные затраты будут заложены в тариф.

То есть Минэнерго активно лоббирует интересы компаний-производителей, но здесь ему будет противостоять не только Минстрой, но и более серьезные барьеры. По сути энергетическое ведомство ратует за доходы курируемых компаний, однако повышение их прибылей ударит по другим компаниям-поставщикам в сфере ЖКХ. И спор на тему перераспределения прибылей, вероятнее всего, предстоит нешуточный», — отмечает аналитик.

Минстрой считает, что подготовленный Минэнерго проект постановления правительства о введении платы компаний-потребителей за неиспользуемый ими резерв электросетевой мощности приведет к росту тарифов на тепло, водоснабжение и водоотведение. Мало кто знает, что Минэнерго производит резервные объемы энергии на случай экстренной необходимости в сфере ЖКХ, однако они чаще всего их не потребляют. По идее Минэнерго плата за резерв должна вводиться для потребителей категории «свыше 670 кВт», если они не используют всю сетевую мощность. Сети же, получая плату за реальный объем потребления, вынуждены держать лишнее оборудование, что увеличивает их расходы.

«Законом в России утвержден индекс предельных платежей граждан за коммунальные услуги, а электроэнергия тоже таковой считается. При этом энергия, как известно, влияет на стоимость всех товаров, производимых в стране, так как изначально расходы на нее закладываются в себестоимость конечного продукта.  И все нынешние разговоры о компенсациях Минэнерго неких затрат неизбежно упрутся в необходимость повышения цены для потребителя.

И здесь правительство встанет перед дилеммой. В каждом регионе РФ установлен предельный процент, на который ежегодно может повышаться совокупная стоимость услуг ЖКХ. В зависимости от особенностей каждого субъекта процент разнится – где-то это три, где-то 5%, но в среднем по стране он составляет 4%. То есть закон четко оговаривает: больше, чем на эти усредненные 4% цена в платежке ЖКХ в сравнении с тем же месяцем прошлого года быть не может. И в этом основная проблема всех требований повысить тарифы», — подчеркивает эксперт.

Строчки в квитанции

В Минстрое уже заявили, что в условиях жесткого ограничения платежей граждан за ЖКХ компенсация роста тарифов «возможна только за счет отказа ресурсников от проведения ремонтных работ». Ведомство при этом утверждает: проект постановления некорректен для водопроводно-канализационного хозяйства (ВКХ) и теплоснабжения: завышенный объем мощности определяется заявителями здесь не произвольно, а исходя из действующих нормативов. Завышение резерва не связано с неэффективной деятельностью организаций, пишет ведомство, а отказаться от резерва они не смогут, так как это может привести к экономическим, экологическим и социальным последствиям.

В Минэнерго с оценкой Минстроя не согласны и настаивают, что тарифы не вырастут, а у предприятий ЖКХ, как у всех потребителей, есть право отказаться от неиспользуемой мощности. В этом случае в ценообразовании вовсе ничего не должно измениться, а поставляющие энергию компании сократят издержки.

«Закон четко оговаривает: если, к примеру, в марте 2019 года общая цена ЖКХ для моей квартиры оказалась выше, чем предусматривает коэффициент роста в моем регионе, я, как абонент, вправе требовать компенсацию разницы. Поэтому для потребителя по сути ничего не изменится – изначально рост тарифов загнали в рамки, внутри которых ресурсоснабжающие организации вынуждены бороться между собой за доли. Другой вариант — компенсировать разницу из местных бюджетов, но его даже не будут рассматривать, ведь бюджеты почти всех регионов дефицитные.

Если Минэнерго удастся отстоять свои позиции, тарифы за энергию станут немного выше, но при этом придется ущемить в повышении компании, поставляющие воду и тепло. Понятно, какая на это будет реакция недополучивших средства предприятий. Если же Минэнерго не удастся продавить свои решения, то повышение все равно состоится в рамках заложенного регионами коэффициента, как это происходит каждый год. Лишнего потребитель в конечном итоге не заплатит, а если повышение как таковое и случится, для россиян оно станет мнимым.

Впрочем, вероятнее всего, в данном случае могут найти соломоново решение – резервные мощности для предприятий ЖКХ Минэнерго сократит, избавив генерирующие компании от чрезмерных убытков. Но на определенном минимально разумном уровне они останутся, чтобы гарантировать бесперебойную круглогодичную работу ЖКХ», — заключает Игорь Кокин.

Автор:
Максим Бут

Источник: rueconomics.ru

Вы можете оставить комментарий, или Трекбэк с вашего сайта.

Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.