Грузинская православная церковь вынесет свое решение по поводу образования «Православной церкви Украины» Константинопольского патриарха в январе следующего года, что подтверждает сложность данного вопроса для всего мирового Православия.
Патриарх Варфоломей нарушил каноническое право на Украине
Напомним, что константинопольский патриарх Варфоломей совершил две провокативные вещи – во-первых, снял анафему с Михаила Денисенко(«патриарх УПЦ КП Филарет») и с Николая Малетича(«митрополит УАПЦ Макарий»), что противоречит каноническому праву, по которому говорится, что такие действия являются прерогативой тех поместных церквей, которые приняли эти решения.
Во-вторых, отменил историческое решение Фанара, т.е. Константинопольской кафедры, от 1688 года по передаче Киевской митрополии в состав Московского патриархата. Это противоречит церковному правилу, согласно которому любые решения, которые приняты в Церкви и которые не ставились никем под сомнение в течение 30 лет, становятся обязательными, чем также нарушил каноническое право.
Все это подтверждает тот факт, что Варфоломей действовал здесь по политическим причинам, причем обслуживал в этом вопросе, как интересы своей кафедры, которая хочет увеличить крайне ограниченное число прихожан, так и личных американских и канадских спонсоров.
Единственный аргумент Варфоломея заключается в том, что он имеет титул «вселенского патриарха», который был утвержден за ним еще в VII веке, но это скорее светское, а не духовное определение ввиду того, что Константинополь был столицей Византийской империи.
Многое будет зависеть от реакции поместных православных церквей
С тех пор многое что изменилось, Византии нет уже 565 лет, а сам Варфоломей является кадровым офицером Турецкой армии, который возглавляет достаточно скромную епархию, не идущую ни в какое сравнение с Московским патриархатом.
Данное обстоятельство значительно усугубляет этот вопрос, поскольку остальным двенадцати поместным православным церквям нужно будет выбирать, как относиться к этому решению Константинополя. Впрочем, уже ясно, что мнения разделятся, причем кто-то поддержит Варфоломея – это, прежде всего, греческие церкви, а кто-то и Московский патриархат – это Польская и Сербская поместные православные церкви.
В результате, можно сделать вывод, что этот раскол затянется на годы даже если в случае краха режима президента Украины Петра Порошенко в Киеве дадут обратный ход этим процессам. Из-за этого возникает вопрос, а что это вообще значит для мирового Православия.
Это будет полноценным расколом, как в случае с окончательным разделением Рима и Константинополя, который начался в 1054 году и закончился в 1204 году, когда в результате Четвертого крестового похода в первый раз была ликвидирована Византийская империя, или все-таки локальное событие вроде «болгарской схизмы», и это в течении нескольких десятков лет будет просто сложной переговорной темой.
Позиции поместных церквей здесь будут разные
Руководитель Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН Роман Лункин в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» пришел к выводу, что нельзя говорить о том, что в связи с этими негативными событиями раскол в мировом Православии неминуем.
«Раскол здесь не является запрограммированным и настолько неизбежным, как это это все сегодня себе представляют. Ведь у православных поместных церквей нет обязательства поддерживать в данном вопросе какую-то конкретную сторону», — констатирует Лункин.
В связи с этим, как полагает эксперт, реакция поместных церквей может быть очень разная. Кто-то здесь поддержит Константинополь напрямую, кто-то нет, причем позиции сторон уже в принципе определились в ходе масштабной осенней дискуссии по данному вопросу.
«Есть здесь и поместные церкви, которые поддержат решение Варфоломея – это, главным образом, все греки, а есть те, кто занимает позицию в этом вопросе в пользу РПЦ — это в первую очередь Сербская церковь. Еще есть и колеблющиеся церкви, например, в лице Болгарской епархии, которая периодически цитирует совершенно разные мнения по поводу ситуации на Украине», — резюмирует Лункин.
Данный кризис не должен привести к радикальным последствиям
Что касается Грузинской церкви, то она не может поддержать решение Константинопольского патриархата, поскольку у этой епархии имеется проблема Абхазии и Южной Осетии, которые после 2008 года остались в ее составе, но, в то же время, хотят из нее выйти.
«Также Грузинская церковь не может осудить РПЦ по той причине, что у Москвы и Тбилиси традиционно крепкие связи. Кроме того, патриарх Кирилл поддерживает принцип незыблемости канонической территории каждой церкви, а это отвечает интересам Грузинской православной церкви. И это подтверждает тот факт, что во всех этих вопросах существует большое число нюансов», — заключает Лункин.
Именно из-за этого никаких структур РПЦ на территории Абхазии и Южной Осетии не создается, потому что Московская патриархия признает за Грузинской православной церковью каноническое право на эти выделенные в 2008 году из Грузии суверенные государства.
«Я думаю, что радикального раскола в Православии вследствие данного процесса не будет, поэтому не нужно его сравнивать с тем расколом между Католицизмом и Православием, который произошел почти 1000 лет назад», — констатирует Лункин.
Достаточно здесь сказать, что РПЦ является самой большой православной поместной церковью в мире, поэтому Константинополь со всеми своими формальными регалиями вряд ли сможет что-то с этим поделать, причем даже на территории современной Украины.
У канонической УПЦ МП сегодня есть небольшой отток клира, но данная структура должна сохраниться во всех этих перетрубациях.
Автор:
Дмитрий Сикорский
Источник: